название сайта
Главная
 
Методическая страница
 
Проекты
 
Наше творчество
 
Авторы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА
 

 

КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»

НУЖЕН ЛИ НАМ МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ? (2009): диспут для учащихся 8 -11 кл.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО КНИГЕ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ "МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ"

КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»
из опыта Марковой Ольги Николаевны, заведующей библиотекой МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76» г. Пензы

Современное образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.
С этих позиций уникальна проектная технология.
Что такое проектная технология
"Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проект – форма организации совместной деятельности людей.
Проект - это специально организованный учителем/библиотекарем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект - это "пять П":
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.
Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Типы проектов
Типологию проектной деятельности можно найти в разных источниках. Воспользуемся типологией по Господарику Ю.П.*


Творческие

«Специфика проекта предполагает интенсивную работу учащихся с историческими первоисточниками, с документами и материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Творческие проекты предполагают максимальную активизацию познавательной активности учащихся, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения. Один из видов творческих проектов можно условно назвать "Мы пишем учебник истории".


Исследовательские

В отличие от предыдущих, в этих проектах есть конкретные, четко поставленные цели участников, продуманная структура, широкое использование Тематика исследовательских проектов содержит наиболее актуальные для современной науки проблемы, важно также учитывать их значимость для развития исследовательских навыков учащихся. Добавляются методы научного исследования, использование научных методов обработки и оформления результатов.


Игровые

«В игровых … главным содержанием становится ролевая игра, когда учащиеся-участники принимают на себя определенные роли (министров, банкиров, "китов" промышленности, членов Политбюро).


Практико-ориентированные

Особенность данного типа проектов состоит в достижении учащимися имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме. Это может быть подготовка «печатного издания» (журнала, газеты, хрестоматии), видеофильма, компьютерной или мультимедиа программы и т.д.
Точкой отсчета для внедрения проектной деятельности в библиотеке, на мой взгляд, должна служить КНИГА, биография и творчество писателя, интересные и спорные факты его жизни.
_____________________________________________________________________________
*ГОСПОДАРИК, Ю.П. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИСТОРИИ. http://www.ioso.ru/ts/s010419/gospodarik.htm

 
КНИГА
 
методическая работа
массовая работа
информационная работа
проектная деятельность
     

творческие

     

исследовательские

     

игровые

     

практико-ориентированные

1. Методическая работа подразумевает изучение книги, биографии писателя, материалов интернет, литературоведческих источников, методики проектной деятельности, разработка направлений работы и тем, мероприятий и уроков информационной культуры.
2. Массовая работа – пропаганда книги через различные формы массовой работы.
3. Информационная работа – внедрение основ информационной культуры, основ работы с документами разных видов. Например,
• Библиографическое описание документа.
• Поиск в сети интернет.
• Форматы документов разных типов.
• Способы хранения информации разных типов: сайтов, графики, музыки, видеофайлов и др.)
• Требования к созданию презентации (дизайн, шрифты, вставка рисунка, вставка музыки, вставка видео, оформление титульного слайда, список ресурсов, настройка ручная, автоматическая).
• Обработка графики.
• Обработка музыки (запись, монтаж, перевод форматов)
• Упаковка, распаковка работы.
• Создание гиперссылок
• Создание сайта (требования, разработка макета, информационное наполнение, ссылки, размещение)
• Авторские права.
4. Проектная деятельность – дополнительная творческо-исследовательская деятельность учащихся по темам - проблемам, связанным с книгой и ее автором.
Планирование проектной деятельности
Проектная деятельность многогранна, поэтому ее обязательно надо планировать в соответствие с отведенным временем, грамотно распределяя время между этапами. На каждом этапе осуществляется контроль руководителем проекта.


Карточка проекта

 
Время (час.)

Ответственные

(Ф.И. учащихся)

1. Авторы проекта      
2. Тема    
 

_______________________________________

Предварительная

__________________________________________

Окончательная

   
3. Цель    
4. Основополагающий вопрос для изучения Проблемный вопрос, поставленный перед учащимися    
5. Этапы проекта    
• Предварительная подготовка Мозговой штурм, обсуждение плана действий, распределение обязанностей
Заготовка документации (папки группы: рисунки, тексты, музыка, видео, итоговая работа, библиография)
   
• Исследовательская деятельность Поиск материала, анализ, отбор, систематизация    
• Планирование и создание итогового документа

Журнал, веб-сайт, видеоклип, презентация, слайд-фильм, информационный бюллетень (листовка, буклет), архив документов, (подчеркнуть)

Другое _________

   
6. Анализ проверка, исправление ошибок    
7. Демонстрация и защита      

Формы продуктов проектной деятельности *
Web-сайт
Анализ данных социологического опроса
Сравнительно-сопоставительный анализ
Атлас, карта, учебное пособие
Видеофильм
Выставка
Газета, журнал, справочник
Костюм, модель, коллекция
Игра, мультимедийный продукт
Музыкальное или художественное произведение
Постановка, праздник
Экскурсия, поход
Законопроект и т.д. Виды презентаций проектов
Деловая игра
Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий
Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей
Игра с залом
Научная конференция, доклад
Пресс-конференция
Путешествие, экскурсия
Реклама
Ролевая игра
Спектакль
Соревнование
Телепередача и т.д.
*Проектная деятельность или Цели имеют право на существование! http://www.ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html

Как работать с книгой А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

29 июня 2010 года исполняется 110 лет со дня рождения французского писателя, летчика, мечтателя А. де Сент-Экзюпери. Его замечательная книга «Маленький принц» уникальна. Она содержит многочисленные пласты, которые открываются читателю по мере чтения, перечитывания и взросления. Значимость писателя и лучшего его произведения могут стать объектом глубокого изучения для учащихся.
Проектная деятельность по книге А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» может содержать следующие темы от литературоведческих, до искусствоведческих и философских.

№/№
Название проекта
К-во детей
Состав группы /старшего группы подчеркнуть/
1. Все мы родом из детства: информационный проект о жизни А. де Сент-Экзюпери 3-4 чел.  
2. Дворянские корни А. де Сент-Экзюпери 1-2 чел.  
3. Лион – родина А. де Сент-Экзюпери 1-2 чел.  
4. Тайна гибели А. де Сент-Экзюпери 1-2 чел.  
5. По следу Маленького принца: электронный информационный список ресурсов 3-4 чел.  
 
  • Песни о Маленьком принце
  • Стихи о Маленьком принце
  • Спектаклио Маленьком принце
   
6. Названные в честь: (Как увековечена память об А. де Сент-Экзюпери) 1-2 чел.  
7. «Зорко одно лишь сердце»: беседа для учащихся 3-х кл. 2 чел.  
8. Франция начала ХХ века (1900-1944 гг.): Литература, музыка, театр, архитектура.
3-4 чел.  
9. Молодость авиации (1900-1944 гг.) 1-2 чел.  
10. Театр у микрофона:    
 
  • «Духовной жаждою томим…»: Разговор у колодца (главаXXYI)
5-6 чел.  
 
  • Последний разговор Летчика и Маленького принца (главаXXII)
5-6 чел.  
11. Книга своими руками    
 
  • Сегодня мы художники (набор фрагментов текста в Microsoft Office Word и создание рисунков в Paint, вставка сканированных фрагментов с книги)
3-5 чел.  
 
  • Мой Маленький принц (рисование обложки книги или ее героев)
3-6 чел.  
12. Маленький принц глазами художников    
  А. де Сент-Экзюпери 1-2 чел.  
 
  • Ника Гольц
1-2 чел.  
 
  • Kim Min Ji
1-2 чел.  
13. Слайд-фильм/Flash-фильм/ видеоклип на песню «Посещение Маленького принца» А. Дольского или «Маленький принц» (авторы: мvзыка М.Таривердиева, слова Н.Добронравова, исп. Валерия или Е. Камбуровой) 3-4 чел.  
13. Спектакль/кукольный спектакль по книге А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» 10-20 чел.  
14. Существует ли вечный двигатель?: поиск смысла жизни героями «Маленького принца» как вечный двигатель развития человечества 1-2 чел.  
15. Символизм сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 1-2 чел.  
16. Маленький принц как притча 1-2 чел.  
17. Космический Маленький принц (Существует ли в космосе планета по имени Маленький принц?) 1-2 чел.  
18. Символ звезды и его использование в сказке «Маленький принц» 1-2 чел.  
19. Нумерология планет в сказке «Маленький принц» 1-2 чел.  
20. Создание сайта к юбилею писателя – обобщение итогов работы через систематизацию собранного материала 4-5 чел.  

Методические советы

Темы 1-4: предполагают тщательное изучение биографии писателя, летчика А. де Сент-Экзюпери.
Тема 5: библиографический поиск качественных песен, стихов, спектаклей, созданных по мотивам книги. В итоге создается электронный информационный список ресурсов «По следу Маленького принца» - презентация с развернутой системой гиперссылок на представленные материалы. Песни можно слушать, стихи читать. Электронный вариант списка удобен простотой добавления новых материалов.
Тема 6: восьмиклассник пробует себя в роли учителя и разрабатывает беседу по отрывку из книги, представленную в учебнике Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «Маленькая дверь в большой мир». (2 кл.Часть 2.). Беседа дополняется современным материалом сети интернет об отношении к животным, пожилым людям, родителям.
Темы 7-8: способствуют развитию межпредметных связей с историей, искусством, техникой.
Тема 9: Театр у микрофона – интересный проект соединения театра, художественного чтения, компьютерной обработки голоса и музыки в программе Adobe Audition 1.5. Например, «Духовной жаждою томим…»: Разговор у колодца (главаXXYI) читается по ролям (прочувствовано, душевно) и накладывается на музыку, к примеру, из фильма «Солярис» (Bach_-Ich_ruf_zu_dir_Herr,_Jesu_Christ,_BWV_639). В итоге создается удивительный ресурс, который можно использовать в работе и библиотекарь, и словесник.
Тема 10-11: Книга своими руками и Маленький принц глазами художников создается при поддержке учителя ИЗО, информатики, учителя начальных классов и словесника.
Тема 13: Спектакль/кукольный спектакль по книге А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» может состоятся при наличии театрального кружка в школе и энтузиаста-словесника/библиотекаря и помощи учителя технологии.
Темы 14-19: связаны с глубоким изучением символизма сказки.
Тема 20: итог работы по данной теме разумно представить в виде сайта к юбилею писателя, разместить этот ресурс в сети интернет.


Как проходила работа над проектами по книге «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери с учащимися 8-х классов


Спланировав с детьми работу над проектом, определили рабочее название. Как правило, в ходе поиска, чтения находятся очень красивые, точные высказывания, которые становятся окончательным названием проекта. Уроки информационной культуры проводятся по программе «Навигатор» с 1 по 11 кл. К 8 кл. учащиеся владеют основами работы с текстом, но, как показал опыт, этого недостаточно для выполнения заданий повышенного уровня сложности. Потому пришлось проводить групповые и индивидуальные консультации по поиску, систематизации, оформлению материала. (см. пункт 3 Информационная работа). Осуществлялся постоянный контроль за выполнением сроков работы. Итоги работы удивили не только руководителя, но и самих учащихся.
Научились:
1. Планировать свою деятельность
2. Создавать на рабочем столе папку с подпапками по типам документов
3. Освоили поиск в сети интернет.
4. Научились оценивать подобранный материал, отбирать важное.
5. Искать оптимальный вариант подачи собранного материла.
6. Составлять библиографический список использованных ресурсов.
7. Грамотно оформлять доклад: титульный лист, содержание, список ресурсов.
8. Создавать презентацию к докладу.
9. Освоили особенности создания презентаций.
10. Составлять текст защиты проекта.
11. Представлять проект перед аудиторией.
12. Получили эстетическое удовольствие от созданных компьютерными средствами ресурсов.

Образовательный и воспитательный эффект от просмотра работ одноклассников был велик.
Из предложенных тем реализованы шесть проектов. Текст проектов, визитку проекта. текст защиты проекта, ссылки на электронные ресурсы см. в разделе "Проекты".

Итогом работы по книге «Маленький принц» и биографии писателя А. де Сент-Экзюпери стал данный web-ресурс - сайт к юбилею писателя.


Вывод:
Таким образом, проектная деятельность способна повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, пробуждения интереса к чтению, воспитания положительных ученических, человеческих качеств, эстетического вкуса, информационной грамотности.


Список ресурсов

1. Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года//Вестник образования. 2002. - №6.
2. Концепция развития библиотек образовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года: Общественно-государственный проект//Школьная библиотека. 2009. - №4-5.
3. Концепция развития информационного общества в России.
http://www.libertarium.ru/68568
http://www.iis.ru/library/riss/
4. Intel: Обучение для будущего (при поддержке Майкрософт): Учебное пособие – 5-е изд., испр. – М.: Русская редакция, 2006.
5. VCT-проекты: Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=238
6. Азарова, Л.Н.ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ", "МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ", "УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ"/Азарова Л. Н., Оленева Н.А. http://www.mgpu.ru
7. Заварыкина, Алла Алексеевна. Проекты. http://www.casadelsol.ru/index.htm
8. Краль, Н.А. МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: Учебно-методическое пособие. - Омск: ОмГУ, 2005.
9. Козленко, Александр Григорьевич. Проектно-ролевая игра. http://kozlenkoa.narod.ru/pri5.htm#4
10. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. http://www.educom.ru/ru/
11. Основные задачи в предметной области "ТЕХНОЛОГИЯ» при организации работы над проектом. http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=4262&tmpl=Thread&BoardId=4265&ThreadId=23717&page=0
12. Проектная деятельность учащихся. www. allbest.ru
13. Проектная деятельность или Цели имеют право на существование! http://www.ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html
14. РОДИОНОВ, Вадим. Проектная деятельность/Вадим Родионов, Мария СТУПНИЦКАЯ. http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200404608
15. Седых, Т.К. Проект/Т.К. Седых, С.А. Сивцева. http://shivz.e-gloryon.com/6352279627
16. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html

НУЖЕН ЛИ НАМ МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ? (2009): диспут для учащихся 8 -11 кл.

скачать презентацию

Цель: развитие креативных и исследовательских способностей, духовной культуры обучающихся при изучении классической художественной литературы.
Задачи:

Образовательные:
осознать и осмыслить идейное содержание сказки;
постигать философию произведения, его нравственную сторону;
учить анализировать художественное произведение;
познакомить с жизнью и творчеством писателя.
Воспитательные:
воспитывать творческий подход к чтению художественной литературы;
воспитывать культуру речи учащихся;
дать понятия «духовность», «смысл жизни»;
воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру;
воспитывать доброту, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом.
Развивающие:
развивать устную и письменную речь;
развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Словарная работа: ценности, нравственные ценности, философия, философская сказка, тщеславие,
честолюбие, душа, символ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг писателя, роза, словарь.
Домашнее задание:
• прочитать сказку, выписать «мудрые мысли».
• проектная деятельность.
• ответить на вопросы анкеты.
Примечание: урок сопровождается презентацией Microsoft PowerPoint.
План
I. 110 лет писателю А. де Сент-Экзюпери.
II. Нужен ли нам Маленький принц?
1. Маленький принц.
• Кто такой Маленький принц?
• Что объединяет портрет Маленького принца и представленную на слайде иллюстрацию?
2. Взрослые герои сказки.
a. Маленький принц и обитатели астероидов.
• С кем из взрослых знакомится Маленький принц во время своего путешествия?
• Почему у астероидов вместо названий номера?
• Викторина: «Угадайте по описанию героев астероидов».
• Что ценно для обитателей астероидов?
• Можно ли считать эти ценности настоящими?
• Что такое ценности?
• Что такое душа?
b. Маленький принц на планете Земля
• Какая планета, посещенная Маленьким принцем, имеет название и почему?
• С кем из взрослых знакомится Маленький принц на планете Земля?
• Что мы знаем о Летчике?
• Что ценно для летчика?
• Что ценно для Маленького принца?
• Почему подружились Маленький принц и летчик?
• А что ценно для вас?
• Что оказывается по- настоящему ценным на Земле?
• Художественное чтение Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет».
Подумайте, какая связь между сказкой А.де Сент-Экзюпери и стихотворением?
• Так ли уж важна жизнь одного человека для своей планеты?
3. Мудрость повести-сказки.
• Что такое символ?
• Какие символы вы обнаружили в сказке?
• Баобаб
Почему борьбу с «баобабами» он считает «страшно важным и неотложным»?
Символом чего является баобаб?
С чего начать свою борьбу с баобабами?
• Роза.
Расскажите историю розы.
Что символизирует собой роза?
• Лис.
В сказке есть еще один символический герой? Кто это?
Почему автор назвал героя Лисом, а не лисой. Как в русских сказках?
Что значит приручить?
Какому правилу надо следовать, чтобы освоить ритуал приручения?
Что в дружбе и любви, по мнению Лиса, самое главное?
• Почему Маленький принц улетел к своей розе?
• Каким секретом делится Лис с Маленьким принцем?
• Почему сердце зорче глаз?
• Как вы понимаете эпиграф диспута: «Жить – значит медленно рождаться»?
4. Нужен ли нам Маленький принц? Почему?
• Экспресс-опрос.
5. Просмотр видеоклипа.
8-9 класс – клип на песню «Маленький принц»; Музыка М.Таривердиева, слова Н.Добронравова.
Исполнитель - Валерия.
10-11 класс - Flash-фильма «Интервью с Богом».
IY. Домашнее задание.
• Написать письмо Маленькому принцу (8-9 кл.).
• Написать эссе – сочинение-размышление по одной из мудрых мыслей сказки (10-11 кл.).
Y. Список литературы.
Словарь
Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание.
Символ – условный знак чего-либо (понятия, идеи).
Ценности – то, что важно, что имеет значение
Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Честолюбие – жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.
Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию.
(Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999).
Приложения
Вопросы анкеты:
1. Что я чувствую, когда смотрю в звездное небо?
2. Что я сделаю в первую очередь, если стану всемогущим волшебником?
3. Кем и каким я мечтаю стать, когда вырасту, чтобы в будущем людям на
Земле жилось лучше?
Ход диспута
Жить – значит медленно рождаться.
А. де Сент-Экзюпери «Военный летчик»
1 слайд. Заставка
2 слайд. Заголовок диспута
3. Слайд портрет Сент-Экзюпери
Есть имена и книги, которые не умирают. 29 июня 2010 года исполняется 110 лет со дня рождения французского писателя, летчика, мечтателя Антуана де Сент-Экзюпери. Жил он недолго, написал немного (обратить внимание на выставку книг писателя), но успел сказать людям самое главное… В 1942 году Сент-Экзюпери написал самую читаемую в мире сказку «Маленький принц». Часто это произведение называют философским.
Что такое философия?
Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Подберите синоним к слову философия.
Часто слово "философия" используют как синоним к слову "мудрость". В книге много мудрости. Мы с вами сегодня
будем в роли рыбаков, которые книгой, словно сетью, постараются выловить богатый улов из глубины моря. Где
«улов» - смысл, а «глубина моря» - культурная память человечества. Сетью рыбак добывает себе пропитание, а сетью метафор ловятся ответы на главные вопросы бытия.
II. Нужен ли нам Маленький принц?
Кто же главный герой сказки?
4 слайд. Маленький принц
1. Маленький принц.
• Кто такой Маленький принц?
Жил - был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами. Он пришел на Землю с другой планеты, астероида Б – 612. Маленький принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой. У него было правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом. Довольно было передвинуть стул на несколько шагов, и можно было снова и снова смотреть на закатное небо. Однажды, когда ему было особенно грустно, за день он видел заход солнца 43 раза. Маленький принц — это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: Маленький принц, ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, и он не остаётся равнодушным ни к одному новому факту, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе. Он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным». А за этим
последовало решение странствовать с перелетными птицами.
5 Слайд. Обложка книги
Свое лучшее произведение Сент-Экзюпери написал в дни войны, в 1942 году. Назвал его необычно и сказочно:
«Маленький принц». В этот период он нередко рисовал мальчика с крыльями, удивленно смотрящего из-за облаков на Землю. Что же это за мальчик?.. Никого он вам не напоминает? (Показываю репродукцию с изображением ангела-хранителя.)
• Что объединяет портрет Маленького принца и представленную на слайде иллюстрацию?
6 слайд. Ангел-хранитель
Мы знаем, что по христианским представлениям ангел-хранитель приставляется к каждому человеку при крещении и сопровождает его всю жизнь. Он радуется нашим добрым делам. Когда же мы совершаем неблаговидные поступки, он отходит от нас, скорбит, плачет и ждет нашего возвращения на пути праведные. Он говорит с нами голосом нашей совести. Ангела обычно изображают в виде крылатого юноши. На рисунках к сказке Маленький принц нередко изображен с золотым шарфом... Экзюпери дает его конкретное описание. «Стоит необыкновенный какой-то малыш». «Это необыкновенное явление». И говорит Маленький принц «тоненьким голоском», а нам так и хочется сказать «ангельским».

7 слайд. Взрослые герои сказки
С кем из взрослых знакомится Маленький принц во время своего путешествия?
2. Взрослые герои сказки.
7 слайд (по щелчку). Маленький принц и обитатели астероидов
a) Маленький принц и обитатели астероидов
В поисках друга Маленький принц отправляется странствовать с перелётными птицами. Прежде всего, он посещает ближайшие астероиды, на которых поодиночке живут разные взрослые люди.
• Почему у астероидов вместо названий номера? Почему астероиды не заслуживают названия?
Каждый астероид имеет свой номер — от 325 до 330, — как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери
даже цифры символичны: в них намёк на болезнь современного мира — разъединение людей, обитающих в соседних квартирах, словно на разных планетах. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслуживают хорошего названия своему дому. Это собирательные образы нечестивцев. Портреты их типичны, поэтому автору достаточно для полноты картины назвать цифры.

• Угадайте планеты по описанию и ответьте, что ценно для обитателей астероидов? План ответа:
(кто обитал, чем занимался, что ценно)
1) пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия (планета Короля)
8 слайд. Планета Короля
На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал, что правит всем. В каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов. Король хочет назначить Маленького принца министром юстиции – а судить некого. Для короля ценна власть.
2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди (планета Честолюбца).
9 слайд. Планета Честолюбца
Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.
Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.
На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек. Для честолюбца ценность – слава, почитание.
3) пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга (планета Пьяницы)
10 слайд. Планета Пьяницы
Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия. Для пьяницы ценность - спиртные напитки.
4) пятьсот миллионов, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ (планета Делового человека)
11 слайд. Планета Делового человека
Деловой человек на своей планете занят бессмысленным подсчетом звезд. Для делового человека ценность – богатство.
5) меньше всех, рождаться, засыпать, уговор, быстрее (планета Фонарщика)
12 слайд. Планета Фонарщика
На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову. Для фонарщика ценность - верность своему слову, работа.
6) толстенный, путешественник, счет, кабинет, справки, учебник (планета Географа)
13 слайд. Планета Географа
Обитающий на шестой планете географ сначала кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нем, потому что тот никогда «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Для географа ценность – накопление знаний, которые, кроме него, никому не нужны.
14 слайд. Заставка: Маленький принц и обитатели астероидов.
• Что такое ценности?
Ценности – то, что важно, что имеет значение.
• Можно ли считать эти ценности обитателей астероидов настоящими?
• Какие ценности нужно считать истинными, а какие мнимыми?
Истинные ценности те, которые делают человека и мир лучше. Ценности, разрушающие человека мир – мнимые.
• Сделали ли ценности своих почитателей счастливыми?
Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, славу, чинопочитание.
Такие ценности не сделали их счастливыми, ибо они мнимые.
• Услышал ли Маленький принц рассказ обитателей астероидов об их добрых делах или слова раскаяния в плохих? Почему?
Жизнь можно сравнить со школой, только задает она не задачки и примеры. Каждый человек учит свой урок. Кто-то в поте лица добывает хлеб насущный и воспитывает в себе самодисциплину. Кто-то усмиряет свою гордыню. Кто-то рисует картины. Кто-то воспитывает детей. Обитатели астероидов не раскаиваются в плохом, никто не вспоминает ни об одном добром деле. Понять, плох или хорош твой поступок, можно только через общение с другими людьми. Обитатели астероидов одиноки в своем мирке, любят только себя. Им невозможно понять, что значит вместе, с другими людьми и для других. Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в чистом, светлом образе Маленького принца доброго посланника судьбы, спасителя. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться личностью. Взрослые обитатели астероидов не могут восторгаться красотой, дружить, любить, они забыли о своей планете. Они живут материальным, забыв, что у человека есть еще и душа.
• Что такое душа?
Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание. У обитателей астероидов душа омертвела. Душа излучает Божественный свет... Это некий таинственный свет, ощущаемый внутри себя. Солнечный свет есть подобие этого внутреннего света. Все вокруг нас – от травинки до человека - живое, наполненное таинственной жизнью душ - только остановись, прислушайся, ощути внутренний свет.
• А как увидеть этот свет в человеке?
По лучистому взгляду, доброжелательному лицу, улыбке, открытости.
• Какая планета, посещенная Маленьким принцем, имеет название и почему?
15 слайд. Маленький принц на планете Земля
b. Маленький принц на планете Земля
Это планета Земля, планета №7, посещенная Маленьким принцем. «У нее неплохая репутация», - утверждает географ. Думается, неспроста автор дает ей теплое, домашнее имя Земля. Случаен порядковый номер посещенной планеты Земля? Существует такая древняя наука – нумерология. Нумерология – наука о числах. Пифагор и его последователи считали цифры неким кодом, несущим определенную информацию. Число 7 символизирует тайну, а также изучение и знание как путь исследования неизвестного и невидимого. Сам человек, его жизнь, искания – неизведанный путь.

С кем из взрослых знакомится Маленький принц на планете Земля?
На Земле Маленький принц знакомится только с одним взрослым человеком – Летчиком.
• Что мы знаем о Летчике?
Летчик имеет крылья, он, как и Маленький принц, упал с неба. Летчик общителен, участлив, бескорыстен и заботлив. В душе его сохранены доброта, отзывчивость, человечность, милосердие.
• Что ценно для летчика?
Летчика можно назвать праведником или хотя бы человеком, ищущим ответы на важные вопросы жизни, сумевшим сохранить чистоту, восхищение, непосредственность ребенка, у которого духовные интересы выше материальных, который поступает искренне, не по расчету. Для Летчика важны дружба, мечта, фантазия, красота, природа. А, значит, у Земли есть будущее.
• Что ценно для Маленького принца?
Для Маленького принца ценностью является его планета, его роза, восход солнца, дружба.
• Почему подружились Маленький принц и летчик?
Взрослые и дети — это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства... Летчик и Маленький принц подружились, потому что видят мир одинаково, по-детски: для них важно, какой голос у друга, любит ли он ловить бабочек, и их совершенно не интересует, сколько кому лет, сколько зарабатывают родители. Летчик - человек, который сохранил в себе чистую душу ребёнка, он не утратил детской непосредственности, среди взрослых он скучает: "Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше". Истинное дарование человека, его талант под силу понять лишь людям с открытым сердцем. Летчик и Маленький принц – люди с открытым и чистым сердцем. Маленький принц обретает друга в лице Летчика, потому что они понимают друг друга без слов и готовы открыть все тайники своей души.
• А что ценно для вас?
Анализ анкет учащихся.
• Что оказывается по- настоящему ценным на Земле?
Наша жизнь ориентирована на вещи, называемые благоустройством жизни человека и научно-техническим прогрессом. И вот, обустроив свой быт, и тратя все свои силы на поддержание этого устройства или, как мы говорим, «достойного уровня жизни», люди все чаще стали понимать, что этот путь не делает их счастливыми. Мы стали расстроенными, агрессивными и недоброжелательными других другу и окружающему миру. Все время жалуемся на жизнь, ходим, все время озабоченными, расстроенными, и пытаемся в своих бедах и неудачах кого-то винить. Кто начальника, кто отсутствие денег, кто соседей, кто мировую политику, кто что. При этом мы забываем, что наша жизнь - это следствие наших поступков. Поэтому не стоит поддаваться хандре и обидам на окружающих, а учиться чувствовать движения своей души и следовать им, то жизнь его станет радостной, интересной, насыщенной. «Главное - то, чего не увидишь глазами». «...Поймите, невозможно больше жить холодильниками, политикой, балансами и кроссвордами! Совершенно невозможно. Невозможно жить без поэзии, без красок, без любви....», - пишет Сент-Экзюпери в своих воспоминаниях. Автор заставляет читателя как бы изменить угол зрения на привычные явления. Оказывается, по- настоящему ценным является желанный глоток воды, жажда человеческого общения, одна – единственная роза, дружба, любовь к человеку, к дому (планете), взаимопонимание, милосердие, наслаждение красотой природы, архитектурными и художественными шедеврами. А это категории не материального, а духовного порядка.
16 слайд. Маленький принц с музыкой Вивальди «Winter»
• Художественное исполнение стихотворения Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет...» на фоне Вивальди «Winter».
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.
У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый дивный миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Всё это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная всё, не знаем ничего.
Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать...

Подумайте, какая связь между сказкой А. де Сент-Экзюпери и этим стихотворением современного поэта Евгения Евтушенко?
В стихотворении говорится о том, что каждый человек подобен планете, у него есть свой мир. Уход любого человека — это всегда боль и печаль, даже если это был обычный, ничем не примечательный человек. Это стихотворение – призыв любить каждого человека, пока он жив, ценить каждый свой прожитый день, не проводить время в праздности и пустоте.
• Что может сделать один человек? Важна ли жизнь одного человека для своей планеты?
Древние говорили: «Познай себя – познаешь мир». Вселенная — это огромный живой организм, в котором все тесно взаимосвязано. Один человек подобен раковой клетке. Одна клетка, разрастаясь, как эгоизм человека, способна погубить организм в целом. Вселенная постоянно движется и растет, а все живые существа в ней, в том числе и люди — это мельчайшие ее частички. Перед каждой частичкой ставится своя отдельная задача. И если эта частичка с радостью свою задачу выполняет, то она движется и растет с ней в унисон со Вселенной. Проблемы – знаки, заставляющие человека остановиться и задуматься, что же он делает не так. Вселенная, как в маленьком ее зеркале, отражается в душе человека.
17 слайд. Мудрость повести-сказки
3. Мудрость повести-сказки.
• Что такое символ?
Символ – условный знак чего-либо (понятия, идеи).
• Какие символы вы обнаружили в сказке?
Пустыня, вода, жажда, гора, ребенок, роза, баобаб, лис.
18 слайд. Баобаб
• Почему борьбу с «баобабами» он считает «страшно важным и неотложным»?
«На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки».
• Символом чего является баобаб?
Баобаб – символ зла, плохих черт человека.
Еще одно толкование этого образа связано с фашизмом. Сколько боли, разрушений, зла, потерь принес в жизнь людей фашизм! Смотришь на корни этого дерева, опутавшего маленькую планету, а невольно вспоминаешь фашистскую свастику.
• С чего начать свою борьбу с баобабами?
Начинать надо с ежедневного осмотра своей души и вырывать ростки баобабов. Иначе — прогноз неутешительный. Не вырванный вовремя росток превращается в монолитное дерево греха, который, заслоняя собой свет, обрекает душу на погибель. А чтобы нести в себе только свет и добро, душа обязана трудиться. Мы должны помнить о необходимости «убрать свою планету» — свою душу. Поэтому актуально звучит призыв: «Дети!.. берегитесь баобабов!».
Начать можно с ежедневного домашнего задания:
1. Начинать каждый день с улыбки.
2. Следить за речью, исключать негатив.
3. Наблюдать ежедневно что-нибудь интересное, необычное, красивое вокруг себя (улыбка мамы, смех ребенка, игры любимого кота или собаки, цветы, плывущие по небу облака, шум ветра, музыку дождя, гомон птиц и т.д.) 4. перед сном давать себе отчет о прожитом дне: похвалить за добрые дела, поругать за плохие, с условием никогда больше этого не делать.
При неудаче честно ответить себе на такие вопросы:
• Что случилось?
• Как я на это реагировал?
• Что я чувствовал?
• Были ли другие причины, предшествовавшие случившемуся?
• Какая мысль Сент-Экзюпери подтверждает сложность работы над собой?
Себя судить труднее, чем других.
19 слайд. Роза
• Какой предстает перед нами роза?
Роза – это ужасная кокетка, гордая и обидчивая красавица, хвастливая, капризная, не страдающая избытком скромности, своенравная и высокомерная, но…такая прекрасная, что дух захватывало. И Маленький принц полюбил её, рад был ей служить. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... Он вырастил ее из занесенного ветром семени до прекрасного, благоухающего цветка.
• Что символизирует роза?
Роза-любовь, красота, ответственность, символ души, которую нужно вырастить из маленького семени до прекрасного цветка.
По-настоящему любить — значит быть терпимым и чутким, не придираться к словам, уметь прощать. «Ничего я тогда не понимал! — признается Маленький принц. — Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать... За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод. Я еще не умел любить». Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”
• В сказке есть еще один символический герой. Кто это?
20 слайд. Лис
• Почему в русских сказках героиня лиса, а у Экзюпери - Лис?
Лиса в русских сказках – хитрая, коварная.
• Символом чего является Лис?
Лис – напротив, символ мудрости. Лис щедро поделился с Маленьким принцем своими секретами, своей мудростью.
• Назовите секреты Лиса.
• Что значит приручить?
"Приручить друг друга" — таков один из секретов Лиса. В прямом смысле "приручить" означает "укротить дикое животное", "сделать его ручным". «Приручить» - создать узы.
• Какому правилу надо следовать, чтобы освоить ритуал приручения?
Приручение есть искусство, которому можно научиться, игра по правилам, которые можно усвоить. «...Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу». До встречи с Маленьким принцем Лис только и делал, что боролся за существование: он охотился за курами, охотники охотились на него. Приручившись, Лис смог вырваться из круга одного и того же — нападения и защиты, голода и страха. Взаимное приручение тоже требует ритма. "Лучше приходи всегда в один и тот же час, — просит Лис Маленького принца. - А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить своё сердце..." Приручение — обряд. В нём есть что-то от ритуального танца: с каждым днём двоим надо всё ближе садиться друг к другу, постепенно раскрывать свое сердце, узнавать друг друга.
• А можно ли увидеть эти узы?
Это невидимые узы от сердца к сердцу. Их нельзя увидеть, их можно только почувствовать. Приручить – создать узы любви, единения душ. Приручить – значит, сделать мир значительным и щедрым, ведь все в нем напоминает о любимом существе: оживут звезды, зазвенят в небе серебряные колокольчики, напоминающие смех Маленького принца. Приручить – значит, связать себя с другим существом нежностью, любовью, ответственностью.
• Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное?
Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое – свое время. «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей свои дни». Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом, во что душа вложена.
• Почему Маленький принц улетел к своей розе?
Роза – одна единственная в целом свете, потому что он её приручил. Маленький принц возвращается к своей розе,
потому что он в ответе за нее...
• Какой отважный поступок должен совершить Маленький принц ,чтобы вернуться на свою планету?
Ради того, чтобы улететь на свою планету, он должен умереть на Земле, освободившись от груза своего тела. И как бы смерть ни пугала, отважный принц примет ее, потому что он в ответе за свою маленькую планету и свою розу. Путь его лежит через самопожертвование. Мальчик пойдёт на смерть в надежде перенестись туда, где в нём больше нуждаются. Тогда-то Лётчик поймёт самый важный секрет: жизнь имеет смысл, если есть ради кого умереть.
• Почему сердце зорче глаз?
Свой самый важный секрет Лис заключил в формулу "зорко одно лишь сердце". Только сердцем можно почувствовать любовь, грусть, нежность."Зоркое сердце" означает способность к духовному зрению. Когда Лис был сам по себе, он глядел равнодушно на всё, кроме кур и охотников. Приручившись, он обретёт способность видеть сердцем — не только золотые волосы друга, но и золото пшеницы. Любовь к кому-то одному может быть перенесена на многие вещи в мире: подружившись с Маленьким принцем, Лис полюбит и "шелест колосьев на ветру". Лис учит истинному пониманию дружбы. В бешеных скоростях современной жизни, в спешке, при нашем нежелании осмыслить прожитые дни гибнут любовь и дружба. Некогда поговорить по душам, остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни, и даже заводить друзей кажется непозволительной роскошью. Дружба, любовь тоже становится испытанием… И теперь Маленький принц знает, что его роза — единственная, потому что он ее «приручил». Она одна дороже ему всех роз на свете. Лис напоминает Маленькому принцу истину, забытую людьми: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил, ты в ответе за свою розу».
21 слайд. Цитата.
• Как вы понимаете эпиграф диспута: «Жить – значит медленно рождаться»?
По мнению автора, изначальный творческий потенциал каждого человека очень высок, «в каждом из нас жив — или погиб — Моцарт». И долг каждого человека перед самим собой — проникнуть в суть своего земного предназначения и возвыситься до него или, по крайней мере, попытаться сделать это. Важно лишь каждодневное человеческое усилие. На этом пути человека поджидают не только взлеты, но и падения. Важно не поддаваться хандре и обидам на окружающих, а учиться чувствовать движения своей души. Тогда человек будет чувствовать, что в этой жизни его действительно интересует: какие науки, люди, занятия, книги и профессии ему действительно подходят. Такой человек найдет свое единственное и так ему необходимее место в мире и сможет жить в гармонии с собой и миром. На своем месте он сможет реализовать свои таланты и устремления. И, живя такой жизнью, он станет счастливым. А весь окружающий его мир станет от этого светлее. Жить – значит, падать и подниматься и вновь идти вперед, возрождаться вновь и вновь.
4. Нужен ли нам Маленький принц? Почему?
• Экспресс-опрос «Нужен ли нам Маленький принц?»
Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Антуан де Сент-Экзюпери пишет о «планете», а речь идет человеке. Он говорит о розовых кустах, а рассказывает о душе. Описывает баобабы, а предупреждает о темной стороне души. Безудержное накопление материальных ценностей задавливает наш внутренний свет. Наш внутренний свет едва брезжит. Необходимо трудиться каждый день, чтобы наполнить светом и сохранить в чистоте свою душу. Читайте и перечитывайте сказку «Маленький принц» в разное время, в любом возрасте! Черпайте из ее бездонного колодца живительную влагу мудрости для своего духовного возрождения! Ты нам нужен, Маленький принц!
22 слайд. Клип
5. Просмотр клипа на песню «Маленький принц»
Просмотр клипа на песню «Маленький принц» (Музыка М.Таривердиева, слова Н.Добронравова. Исполнитель - Валерия) для 8-9 кл.
Просмотр Flash-фильма «Интервью с Богом» для 10-11 кл.
23 слайд. Роза с музыкой на 10 минут для сочинения.
Сент-Экзюпери убедительно просил всех, кому повстречается Маленький принц, сообщить ему об этом. Сегодня состоялась ваша встреча с этим удивительным героем. Я предлагаю выразить свои чувства, размышления, впечатления от прочитанного, увиденного, услышанного в творческой работе «Письмо Маленькому принцу». Время на выполнение работы 5-10 минут.
IY. Домашнее задание.
• Написать письмо Маленькому принцу. (задание для 8- 9 кл.)
• Написать эссе – сочинение-размышление по одной из мудрых мыслей сказки. (задание для 10-11 кл.)
24 слайд. Список ресурсов.

 

440064 г. Пенза, ул. Лядова, 50. МОУ "Средняя общеобразовательная школа №76". e-mail: school76@guoedu.ru

© 2010 school76-penza

Hosted by uCoz